![]() | ||
| ||
Мой Крильон Нептун от Борис Жиров | ||
Моя служба на пункте наведения началась с знаменательного события произошедшего 4 апреля 1976года. В этот день впервые произошло применение бортового оружия с самолета, истребителя-перехватчика под управлением ПН Крильон по нарушителю воздушной границы. В начале месяца после очередной смены радиоданных сразу же активизировались полеты разведовательной авиации противника:RS-135 и SR-71. Утром того дня был поднят дежурный экипаж Су-15 (аэродром Сокол) на сопровождение RS-135,выполнявшего стандартный,но смещённый в сторону острова Монерон,маршрут в Татарском проливе. Часть маршрута проходила почти по краю наших территориальных вод. Командир экипажа был командир звена ст.л-т Стрижак П.С.,выпусник СВВАУЛШ 1972г. После визуального обнаружения разведчика в районе Монерона перехватчик по команде с КП дивизии был перенацелен на другую цель в анивском заливе и передан под управление ПН Крильон (дежурил к-н Устинов В.А.). В этот момент разведовательный самолёт Морских Сил самообороны Японии P-2J Neptune выполнял патрулирование в районе пролива Лаперуза. Самолет заходил в пролив со строны западного побережья Хокайдо. Скорее всего с провакационной целью он выполнил левый разворот на обратный курс с нарушением советских территориальных вод в заливе. Полет разведчик выполнял на высоте около 1000м. ( По всей видимости он сопровождал или искал советскую субмарину). Сопровождение RS-135 нашим истребителем осуществлялось на высоте около 9.000м. Команду на снижение штурман наведения экипажу истребителя к сожалению дал поздно. К моменту атаки самолет Стрижака П.С. находился с превышением порядка 1.500м. Понимая данную ситуацию к-н Устинов подаёт команду на использование бортового локатора (БРЛС) в режиме ⱷ-L (работа прицела на фоне земли). При пуске ракеты разведчик уже пересекал камень Опасности. Из-за резкого маневра P-2J Neptune или от того,что захват цели был над камнем опасности да ещё на фоне воды произошёл срыв захвата и дальнейший подрыв ракеты в районе самолета-разведчика. Для повторной атаки самолета-нарушителя времени к сожалению(а может быть и к лучшему) уже не было. По крайней мере на сколько мне помнится после этого случая больше года в этих водах P-2J Neptune не появлялись.
Итак по команде начальника штаба полка м-ра Савицкого Г.Е.(сын маршала авиации Савицкого Е.Я. в то время командующего авиацией Войск ПВО страны) на внеплановом рейсе Ми-8 в середине дня я вылетел на мыс Крильон. По прилёту меня встретил сам к-н Устинов,без церемоний дал ключи от своей квартиры,наказал вникать во все дела и входить как говорится в строй. Сам же с этим бортом с материалами объективного контроля и с семьёй убыл в штаб дивизии на доклад( "на ковёр"). Жаль,что в этой суматохе не сделали копии кальки проводок целей и радиообмена с экипажем,чтобы сохранить для истории. В полках обычно такие материалы(копии) закладываются в формуляр полка( в приложении командного пункта).
| ||
|